top of page

Мой отзыв на книгу «Под тенью Сатурна» Автор: Джеймс Холлис


Джеймс Холлис - один из самых известных современных писателей-юнгианцев. На его счету много трудов, которые я планирую освоить («Грезы об Эдеме» уже красуются на полочке). Я начала знакомство с Холлисом с «Призраки вокруг нас» и могу с уверенностью сказать: с этой книги лучше не начинайте:). Не потому что она плоха, а потому что этот труд нужно читать, когда вы уже любите Холлиса, а не когда только с ним поздоровались. А вот с «Тени Сатурна» можно смело начинать.

О чем книга:

Эта книга распахивает дверь в самые тайные уголки мужской души, вот прям сокровенные. Мой опыт взаимодействия с противоположным полом мне настойчиво год за годом говорит об одном: мужчина о своих страхах, чувствах, косяках или слабостях чаще всего признается либо в бреду, либо на смертном одре. Это я утрирую конечно, но то, что с этим сложно - факт. Холлис мастерски описал внутренний мир мужчин, сорвав с них маску абсолютной непоколебимости, силы и хронической смелости во всем. Книга была полезна мне в двух аспектах: - как женщина я стала однозначно лучше понимать мужчин, осознавать, что прячется за демонстрацией силы и сдержанности, книга помогла увидеть за ширмой собственных ожиданий и представлений просто живых людей с внутренней силой и слабостью. - как психолог я однозначно больше узнала о мужской инициации, о мужских травмах и страхах, о важности отца в воспитании мальчика и к чему приводит отсутствие хорошего примера для подражания. А ещё насколько глобальным является влияние матери на сына и как ему важно свой «союз» с мамой вовремя завершить.

Кому рекомендую:

Всем:) Вот правда, всем без исключения. - Женщинам, чтобы понимали лучше своих мужей и отцов, ответственно подходили к пути инициации сыновей и учились видеть человека за ширмой фантазий о прекрасном принце. - Мужчинам, чтобы лучше понимали себя, чтобы смогли отыскать свой истинный путь развития, чтобы наконец услышали слова поддержки от более опытного учителя, слова, которые так хотелось услышать от собственного отца. Книга написана, на мой взгляд, не сложно. Хотя я могла адаптироваться к манере изложения Холлиса. Но все же твёрдо убеждена, что те, кто будет заинтересован в ней - точно разберутся.

Вообще описание книги вышло очень эмоциональным:), но я и правда считаю этот труд замечательным. Учитывая то, как мало хороших книг мне встречалось на подобную тему, мой пламенный отзыв вполне обоснован.

Любимые цитаты:

*...Внешняя власть может возникнуть только на основе внутреннего авторитета. Эту истину должны познать на практике все мужчины. Так как им редко удается почувствовать свой внутренний авторитет, они вынуждены всю свою жизнь уступать другим или же скрываться за своим социальным статусом, компенсируя ощущение собственной внутренней слабости.

*Каждому сыну что-то нужно от своего отца. Особенно ему хочется услышать, что отец его любит и принимает таким, какой он есть. Слишком многие мужчины заблудились, совершая свое внутреннее странствие в направлении индивидуации, потому что не получили поддержки от отца. Естественно, сыновья решили, что должны как-то приспособиться к требованиям отца, укротив свои желания, чтобы заслужить его одобрение. Часто они получали это одобрение, стремясь соответствовать ожиданиям отца. Иногда они всю свою жизнь искали такого одобрения у окружающих. Или же, не слыша одобрения из отцовских уст, они впитали в себя его молчание как доказательство своей неполноценности. (Если бы я стал мужчиной, то заслужил бы его любовь. Раз я ее не заслужил, значит, я так и не стал мужчиной.) Сыну необходимо видеть отца и в окружающем его мире. Ему нужен отцовский пример, помогающий понять, как существовать в этом мире, как работать, как избегать неприятностей, как строить правильные отношения с внутренней и внешней феминностью. Ему необходимо активизировать свою маскулинность и с помощью внешней отцовской модели, и непосредственно, через самоутверждение. Сказать мальчику: «не плачь», «не будь маменькиным сынком» — значит только продлить его самоотчуждение в будущем. Каждому сыну отец должен показать, как быть эмоционально честным, как подниматься с земли и продолжать драться, то есть на примере отца сын должен увидеть, как пережить необходимую травму. Ему нужно показать, что испытывать страх совершенно естественно для каждого человека и, ощущая этот страх, мужчина все равно должен жить своей жизнью и совершать свое странствие. Сыну нужно, чтобы отец сказал то, что ему необходимо знать, чтобы жить «там», во внешнем мире, и оставаться в ладу с самим собой. Сын должен видеть, как живет отец, как он борется, проявляет эмоции, терпит неудачи, падает, снова встает, оставаясь при этом человеком. Если сын не видит, что отец честно совершает собственное внутреннее странствие, значит, он должен найти какой-то свой путь или, в конце концов, бессознательно совершить странствие, которое так и не совершил отец. Это соответствует утверждению Юнга о том, что величайшим бременем, выпадающим на долю детей, является непрожитая жизнь их родителей.

*Мужчин часто удивляет желание женщин разделить с ними их боль. Даже я, терапевт, был поражен умением женщин дойти до самой сокровенной внутренней истины и выразить ее так, чтобы она стала понятной другому человеку. Юнгианский терапевт Роберт Хопке пошел дальше: основываясь на своем опыте, он утверждает, что мужчине требуется год посещать психотерапевта, чтобы достичь того состояния, в котором женщина, как правило, начинает терапию, — с точки зрения его способности выражать свои актуальные чувства и переживания. Мужчины будут выражать свою фрустрацию или говорить о какой-то «внешней проблеме», но они крайне редко смогут внятно рассказать о реальном состоянии своего внутреннего мира. Таково наследие переживаний стыда и самоотчуждения, которые накапливаются у них в душе с самого детства.

Джеймс Холлис «Под тенью Сатурна»


bottom of page