top of page

Мой отзыв на книгу «Путь сновидения». Автор: Мария-Луиза фон Франц


Доктор фон Франц - один из моих любимых авторов. Кажется, ее книг в моем «арсенале прочитанного» больше всего. Обожаю фон Франц за три вещи -

* она пишет проще, чем Юнг; (но не обольщайтесь, что пишет очень легко);

* она проработала с ним 30 лет, следовательно - кто, как не она, знает, что же он имел в виду:),

* она очень здорово лечит от синдрома всезнайства. Когда думаешь «ну все, я все понял, я крут» - фон Франц корректно, но в лоб говорит тебе «попустись, родной мой читатель». Ну или как-то так:)

Книга обошлась мне очень недешево, но поскольку у меня была сверхидея ее достать – это мне ничуть не стало помехой. Более того, читала ее таки как настоящее сокровище, не только основываясь на прочитанное, но и на стоимость:)) Жалею только об одном, что Роберта Джонсона «Сны, воображение, внутренняя работа» прочла после, а не до <=вернусь к этому чуть позже.

Итак, о чем книга:

Книга необычна по своему происхождению и структуре. Вообще изначально Фрейзер Боа предложил Фон Франц снять фильм-интервью, посвященный снам. Насколько я знаю, они фильм создали, но еще одной хорошей идеей было сделать стенограмму этого фильма. Вот в первую часть книги эта адаптированная стенограмма и вошла. В ней доктор Фон Франц говорит о снах со всех возможных сторон и интерпретаций, посвящает в основы юнгианского анализа сновидений, на примерах показывая как можно работать с теми или иными снами. Во второй части книги автор анализирует сновидения великих людей, основываясь на их биографии.

Вообще, хочу сказать, что эта женщина просто кладезь идей, часто при прочтении возникало что-то вроде «озарения». Но при этом книга мне показалась похожей на пригоршню драгоценных бусин, которые рассыпали передо мной в хаотичном порядке. Мне очень не хватало структуры, надо было нанизать бусины на хоть какой-то скелет/ниточку, а то начиналась интеллектуальная паника. Поэтому не удивительно, что вскоре ко мне приехала книга «Сны, воображение, внутренняя работа», труд Роберта Джонсона, отзыв на который я уже писала раньше - ссылка на отзыв.

Одно знаю точно, через какое-то время придется перечитать «Путь сновидения» снова, чтобы взять как можно больше от этой книги.

Кому рекомендую:

Всем поклонникам фон Франц без сомнения, всем, кто изучает юнгианский анализ, кто пытается разобраться в науке снов, а также тем, кто обожает тему сновидений и хочет знать больше. Первая часть книги написана проще, чем вторая. Честно признаться, сны великих людей читала выборочно, отбирала тех, кто был интересен как личность (Юнг, например:)).

Любимые цитаты:

- «Проблема интерпретации собственных снов заключается в том, что вы просто не можете увидеть собственную спину. Если вы покажите её другому человеку, он сможет её рассмотреть, но вы не можете. И сны указывают на вашу спину, которую вы не видите. Или же вам придётся вывернуть шею, так сказать, чтобы понять свои сны».

- «Каждый сон устанавливает ценную связь между нашим эго-сознанием и нашим внутренним центром. Прочное соединение. Каждый, кто наблюдает и отслеживает свои собственные сны в течение многих лет, будет иметь серии снов в своей памяти и сможет сказать себе: «Этот сон и то, что он значит, я никогда не забуду». Человек навсегда связан с этим сном, и через этот сон он связан со своим внутренним центром».

- «Я часто спрашивала с укоризной: «Почему это треклятое бессознательное говорит таким трудным, китайским языком? Почему оно не говорит нам чётко, что это такое?!» Ответ Юнга был такой: «Оно, очевидно, не может». Бессознательное не говорит на языке рационального ума. Сны – это голос нашей инстинктивной, животной природы или, в конечном счёте, голос космической материи в нас».

- «Однажды Юнг сказал: "Я посвятил свою жизнь служению душе. Это было моей радостью равно как и моим проклятьем. Я осознавал,

что для меня это был единственно возможный путь, единственный возможный способ прожить свою жизнь более полно". За своё

"служение душе", которому он посвятил себя как рыцарь своей возлюбленной, он был щедро вознаграждён - Юнг прожил крайне насыщенную внутреннюю жизнь и за несколько дней до смерти он увидел сон, его он успел рассказать близким: на высоком холме стоял камень мудрых, на котором были выгравированы слова: "да будет это знаком твоей полноты и единства».

Мария-Луиза фон Франц


bottom of page