top of page

Мой отзыв на книгу «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти». Автор: Ирвин Ялом


Сразу чистосердечно признаюсь, что прочитала книгу только до половины и аккуратно отложила в сторону. И не потому отложила, что мне лень было дочитать, ведь книга на самом деле интересная и относительно небольшая. Скорее на данный момент я нашла для себя ответ на мучивший вопрос и решила не бередить то, что временно успокоилось. Но чем же эта книга ценна, если я готова ее рекомендовать, даже не дочитав? Я впервые осознала конечность своего бытия, когда мне было очень мало лет. Тогда я отчетливо поняла, что меня когда-то не станет. И эта мысль вызывала такой безмерный ужас, что мне приходилось активно махать руками, трясти головой и подпрыгивать, чтобы прийти в себя и физически скинуть с себя это состояние. Прошло много-много лет, и этот ужас все равно периодически приходит ко мне. Но в отличие от предыдущих своих стратегий убегания, в этот раз я приняла решения «вглядеться в солнце». И это мне помогло. О чем книга: Книга о страхе смерти и о жажде полноценной осмысленной жизни. Ялом провел множество сеансов с различными по возрасту и полу клиентами, которые лицом к лицу столкнулись со страхом смерти. У каждого из них была своя история. Некоторые клиенты имели достаточно веские основания беспокоится о своей смерти именно в тот момент (утрата близкого или тяжелое заболевание). Первое и очень важное послание, которое адресует эта книга читателю – это ощущение, что ты не одинок в своих переживаниях, что другие так же испытывают экзистенциальный ужас, они тоже прячутся от своего страха всеми легальными и нелегальными способами. Второе, так же не менее важное – соприкасая читателя с осознанием собственной смерти, автор предлагает различные способы справиться с этим внутренним ужасом, способы, которые на практике реализовали его пациенты. И это безмерное множество чужих историй не только помогает облегчить свой страх, но и дает различные варианты выбора: как с этим страхом справиться самому. Кому рекомендую: Книгу рекомендую однозначно не всем. Особых знаний для чтения этого произведения в области терапии или психологии вам не потребуется. Ялом всегда отличался тем, что пишет он для всех и делает психотерапию доступной каждому (такой себе Хорхе Букай, только в области экзистенциальной психологии). Я эту книгу рекомендую двум категориям людей: • первая – если вы психотерапевт и сейчас ведете клиента с выраженным страхом смерти и • вторая – вы сейчас в активной фазе проживания страха смерти и в экзистенциальном кризисе, связанном с этим переживанием. Почему не рекомендую остальным? Тут у меня ответ простой: не стоит чесать там, где не чешется:). Просто прочитать эту книгу, мне кажется, не получится, она все равно поднимет сложные переживания и вам в любом случае придётся с ними что-то делать. Поэтому, если вы к этому не готовы – отложите ее на будущее. А в будущем (рано или поздно) она точно пригодится:).

Любимые цитаты:

"Монтень говорил, что окна кабинета писателя должны выходить на кладбище — это делает мысли отчетливее". "Чем меньше степень удовлетворения от жизни, тем острее страх смерти". «Ищите меня в моих друзьях» — какое утешение, какой надежный фундамент смысла жизни заключен в этой мысли! Вот извечное послание любому человеку: добрые дела остаются с нами до конца жизни и отзываются в последующих поколениях". Ирвин Ялом «Вглядываясь в солнце»

bottom of page